Здесь я публикую переписку с Николаем. Это только мой личный взгляд на проблему выпуска компакт-дисков и на проблему авторского права.
Мурат!
Прошу подскажите: нужно выпустить
несколько дисков с собственными
песнями, (шансон, народные).
Часть уже на дисках. Куда пойти,
чтобы нищим не остаться.
Благодарю за любой совет !
Это проблема всех творческих музыкантов выпустить большой тираж CD. Совет от многих профессионалов ни в коем случае не надо продавать квартиру или дачу ради выпуска гигантского тиража CD!!! Уж лучше накопить и купить хороший американский инструмент (или хотя бы японский). Чаще всего случается, что без затрат сотен тысяч долларов на телераскрутку ЭТОТ ТИРАЖ дисков будет не нужен никому, кроме артиста и его друзей и родни. Вливание денег в планы чаще всего бывает безрезультатным, а гитара или студийная аппаратура не может обесцениться до нуля в отличие от компакт-дисков.
Даже в Америке много хорошей музыки пропадает из-за неизвестности. Скажу честно надо, чтобы очень везло! У меня в этом мало опыта, гораздо больше опыта в плане работы по кабакам и клубам. Мне важнее быть известным в масштабах своего города. Я знаю точно если сосредоточиться на собственных концертах это будет не напрасно: и уровень исполнения будет расти и главное: может случиться рост популярности Ваших песен и наверное больше шансов найти спонсора, которому хватит смелости рискнуть деньгами. Важно в таких выступлениях то, что Вы сразу начинаете зарабатывать деньги на любимом деле.
От Евгения Фридлинда и Кима Брейтбурга (московских продюсеров) один мой приятель слышал, что 80 процентов исполнителей, в которых даже опытные продюсеры вбухивают деньги от этих 80 процентов артистов одни только убытки и в дальнейшем такие проекты сворачиваются.
Надо быть либо новым Моцартом (или Стингом), либо быть слишком красивым и иметь слишком красивый голос, либо надо чтобы кто-то согласился потратить десятки или сотни тысяч долларов на раскрутку артиста (полностью рискуя своими средствами!).
По поводу собственных концертов чтобы платили сразу, придётся к 10 процентам своих песен добавлять 90 процентов известных легендарных песен или музыки. По крайней мере так начинал мой знакомый (лидер группы «Родная Речь»). ЗНАЮ ТОЧНО кабацкий опыт игры на слух уважается даже консерваторскими музыкантами. Лично я больше уважаю музыкантов-слухачей, чем музыкантов-нотников. Более того, переиграв много хорошей музыки, значительно увеличиваются шансы написать что-то стоящее самому.
Николай, могу ли я опубликовать эту переписку на своём сайте? Могу ли я на сайте сделать ссылку на Ваш е-мэйл? Думаю, это может заинтересовать некоторых читателей сайта.
С уважением, Мурат.
Благодарю Вас, что не оставили мое послание без внимания. Может быть мой вопрос позвучал не совсем правильно, но просьба моя заключалась в другом.
Я, Мурат старше Вас и у меня уже нет ни времени, ни желания идти через Фабрику звезд. Дело в том, что чуть больше 2_х лет назад, я занялся авторством. Я сам пишу слова и музыку, всю аранжировку и накладываю голос. Сегодня уже более 100 песен. Они разные, это и стилистика шансона, и народные, есть и эстрада и есть христианские песни. Темы разные любовь, разлука, война, шутки.
Более 15 лет я отработал с Народными танцевально хоровыми коллективами концертмейстером и поэтому эта народная манера присутствует во всех песнях.
В моем возрасте уже не становятся Киркоровым, поэтому мои планы скромнее. Я просто хочу, чтоб мое искусство послушали люди. Вы знаете, Мурат, мы и ни только мы, но и все в округе перепели хорами почти весь репертуар Кадышевой, но не одной песни Киркорова.
Знаете, ведь кроме молодежи (от 12 до 35) есть еще люди, причем эта численность ни чуть не меньше, а внимание им не уделяется вообще.
Конечно вы скажете, что на этой аудитории не заработаешь я согласен, но и забывать о них не нужно.
Человек так устроен, что рано или поздно его потянет к другой музыке, это закон природы. Вы же знаете, что народные песни живут вечно и Кадышеву будут петь веками.
Высоцкий не отличался красивым голосом, да и с вокалом у него были проблемы, но помнить его будут долго:..
Что касается лично меня, то мне предложили выпустить диски (тиражирование). Вот здесь и возникла проблема. Я не ожидал, что мне уже на следующий день предложат. И я не был готов, поэтому пока отказался. Деньги их я нечего не плачу.
Вот здесь мне и нужна помощь, т.к. хотелось бы знать.
Какие существуют правила тиражирования?
Должен ли я получить какой то гонорар?
Как правильно составить контракт, со всеми запятыми,
Что бы не стать вечным рабом?
И где находиться та отправная точка, которая штампует и выбрасывает в торговлю эти диски, похоже, что от этого они имеют большой навар?
Я не располагаю ни какой информацией в этом плане, поэтому обратился к Вам. У Вас все таки опыт, коли Вы пишите об этом.
Приму с радостью любую информацию.
Интернет появился у меня месяц назад и то сеть очень медленная, поэтому я стараюсь найти это в сетке, но нигде нет. Если удастся то я пошлю Вам кусочки своего художества, правда не знаю куда кинуть.
Я еще раз благодарю Вас, Мурат, за отклик. Тем не менее я завидую Вам, Что Вы проживаете в таком городе. Я хотел приехать в Новосибирск, но у меня не получилось. (это не по творчеству).
Желаю Вам всяких благ и долгих лет жизни.
С уважением Николай.
Теперь имею более полное представление о Вашей ситуации.
Самое надёжное в этой ситуации (если на этих дисках есть Ваши авторские работы) записать эти произведения на ноты, с расстановкой аккордов (либо по фортепианной-баянной схеме, либо по эстрадной джазовой буквами-цифрами) и с расстановкой слов первого куплета-припева над (под) нотами, остальные куплеты-припевы можно ниже написать столбиками.
ПОТОМ вы идёте в РАО (Российское авторское общество) и регистрируетесь как их клиент, а также регистрируете каждую песню. Недавно узнал, что можно даже на кассетах приносить авторский материал в РАО . Они обязуются забирать себе 15 процентов Ваших гонораров. За это они будут тщательно следить за Вашими официальными правами. Я получаю каждый год от одной тысячи и более рублей за музыку к рекламе. Получаю на сберкнижку очень приятно. Самое главное у РАО сформировался надёжный государственный юридический механизм для судебных исков в Вашу пользу. За эти 15 процентов они берут на себя весь этот неприятный геморрой. С ними надо будет потом советоваться по поводу выпуска компакт-дисков третьими лицами. Без этих официальных мер права автора могут опираться только на совесть людей (порой даже незнакомых и случайных). Ваши знакомые могут оказаться честными дельцами. А вот какой-нибудь Вася Пупкин из соседнего города может начать незаконно копировать и продавать Ваши диски. Если вдруг кто-то из Ваших друзей узнаёт о таком пиратстве, то по Вашей наводке РАО тяжёлым стальным катком государственной силы «размазывает» этого нарушителя (вернее останавливает его правонарушения). У РАО сил то на это хватит.
Контракт надо составлять с помощью грамотного юриста. Контракт ни в коем случае не должен быть мутным, скользким и неясным. Он должен быть похож на устав караульной службы. Что мне нравится в армейских уставах это их тупая прямолинейность, не допускающая кривотолков. Вообще скорее всего в РАО на этот счёт специалисты ушлые они наверное лучше всех и проконсультируют.
Вот такие вот мысли. Конечно, те кто возьмёт на себя финансовый риск по выпуску компакт-дисков, они должны получить больше всех прибыли это вполне справедливо. Но РАО знает о Вашей авторской доле лучше всех, это их хлеб. Чем больше они помогут Вам заработать, тем больше они получат.
С уважением, Мурат. Спасибо Вам за добрые пожелания. Я Вам тоже желаю долголетия и здоровья, хорошего плодотворного творчества.
Спасибо, что ответили, только мне легче не стала. А голова еще сильней заболела. Я думал это: пришел, увидел, победил!
Скажите пожалуйста Мурат, коли требуется регистрация песен, (все стихи и музыка у меня – личные, из головы), то права РАО распространяются только на выпуск дисков или также на мою концертную деятельность тоже, и что если спонсор не захочет иметь дело с законом, ведь тогда ему не удастся обойти налоги? И еще Мурат, т.к. предложений несколько, то может заключить договора со всеми, но разные альбомы, вряд ли спонсоры знают друг друга, ведь больше шансов, но не будет ли здесь подлости с моей стороны?
Мурат, я задавал вопрос и если знаете пожалуйста ответьте. Где же та машина и люди, которые штампуют диски? Когда спонсор возьмет диск, и бумаги будут подписаны, куда он с ними идет? И от кого они потом получают доход? Как работает эта лестница? Так же очень интересует, какой тираж должен быть? Когда меня спросили – какой тираж вы хотите? – я замялся. И сказал – не знаю. И если меня спросят – сколько вы хотите за выпуск? – что мне сказать? Существует ведь наверно какая то сетка гонораров? Приоткройте эту Тайную дверцу!
Очень жду ответа.
Всяких Вам благ и пусть Муза никогда не покидает Вас!
С уважением, Николай.
Права РАО теоретически распространяются на всю деятельность, которая где-либо официально засветилась. Я ведь писал для рекламы музыку и в иных случаях, когда у меня никто фамилию не спрашивал. Я от них сразу получал деньги и в РАО не регистрировал подобную музыку. А вот более законопослушные заказчики всё делали официально... Я бы сам даже не стал требовать ежегодных выплат.
Если мой друг будет играть на концертах мою музыку и зарабатывать на этом, и если он нигде официально меня не упоминает в документах, то при отсутствии моих жалоб в РАО НИКТО НЕ СТАНЕТ ПРЕСЛЕДОВАТЬ МОЕГО ДРУГА. Но если он по документам засветил мою фамилию, тут то РАО набросится на него как на очередной источник доходов (в т. ч. и моих).
В отношениях автора с мощным механизмом РАО всё-таки лучше быть их клиентом. Иначе мы вообще бесправны, и кто хочет, тот и воруй наши песни! В РАО надо выяснить по поводу всех щекотливых ситуаций с неофициальными спонсорами и по поводу размеров вознаграждения в зависимости от количества песен и количества концертов или дисков.
Насчёт договоров с разными спонсорами некоторые продюсеры-спонсоры мечтают купить себе талантливых авторов в рабство. Они предлагают изначально такие контракты, по условиям которых нет права сотрудничать с кем-либо ещё без их господского согласия. Впрочем никто не принуждает соглашаться!
Можно проконсультироваться в том же РАО по поводу всех этих кабальных контрактов (обычно на 5 лет). Наверняка можно заключать контракты только по конкретным песням и альбомам. Не стоит бояться проявлять цинизм в вопросах защиты своих интересов. При любых деловых переговорах нельзя давать партнёрам шанс воспользоваться какой-либо неясностью в контракте. Все мелкие детали нужно обговаривать заранее.
С другой стороны спонсоры сами рискуют больше всех. Ведь даже раскрутка нового Моцарта и Паганини может дать посмертное признание таланта через 400 лет. Спонсоры рискуют больше всех. Дело может прогореть (без общероссийской телерадио раскрутки такое случается почти всегда). Поэтому посоветовавшись с РАО, потом наверное нужно соглашаться и на небольшие гонорары. Спонсоры таким образом делают добро автору, делая его более известным. Но по суммам гонораров или по процентам от прибыли ЛУЧШЕ СОВЕТОВАТЬСЯ С РАО или с юристами, специализируюшимися по защите авторства (теми же юристами из РАО).
Спонсоры могут элементарно пролететь, продав очень мало дисков. Идеально наверное сразу предлагать свои работы московским продюсерам высшего уровня, чтобы избежать участия во всём это деле многочисленных посредников...
Где же та машина и люди, которые штампуют диски?
При заказе от 1000 дисков цены обычно очень маленькие за диск. Может оказаться по доллару за диск (или ещё дешевле). Меньшие тиражи зачастую невыгодны. Несколько десятков дисков можно нарезать на компьютерах. Но там острее стоит проблема с красочным оформлением. Я слышал про то, что в Новосибирске и 100 дисков могут недорого и красочно сделать.
Так же очень интересует, какой тираж должен быть?
Чем меньше тираж, тем меньше шансов пролететь. Для ошеломительного успеха должны быть десятки-сотни тысяч долларов расходов на телерадио рекламу. Иначе диск обречён продаваться только знакомым и поклонникам Вашего творчества, и тогда тираж должен быть маленьким. Если есть возможность делать недорого маленький тираж, то лучше начинать с маленького.
Существует ведь наверно какая то сетка гонораров? Приоткройте эту Тайную дверцу!
Я был бы счастлив, если бы диски с моей музыкой, моей фамилией и фото продавались по всей России. Я бы ничего с этого не требовал по крайней мере первые 5 лет. Имя потом стало бы работать на меня: повысился бы спрос на мои выступления или авторские услуги!!!
Впрочем это не значит, что именно так и надо делать! Если есть возможность заработать, лучше всё-таки заработать.
Уникального успешного опыта по распространению именно моей музыки на дисках у меня нет никакого...
Пожалуй это максимум, что я могу сказать на эту тему. Попытайтесь посоветоваться с теми, кто уже получает авторские гонорары по продажам дисков. Может стоит попытаться поискать в поисковиках Интернета авторов известных групп?
Ну вот пока и все мысли! Удачи Вам.
С уважением, Мурат.